Фотоальбом
Карта сайта
Контакты
Партнеры
 Сведения об образовательной организации
     Основные сведения
     Структура и органы    управления
     Документы
     Образование
     Образовательные    стандарты
     Руководство.
   Педагогический (научно-
   педагогический) состав
     Материально-техническое
   обеспечение и оснащенность    образовательного процесса
     Стипендии и иные виды
   материальной поддержки
     Платные образовательные
   услуги
     Финансово-хозяйственная    деятельность
     Вакантные места для
    приема

     Политика обработки
    персональных данных

     Антикоррупционная
    политика

 История Лицея
 Государственная итоговая аттестация
 Промежуточная аттестация
 Методичесике разработки
 Олимпиада СПБГУ
 Кружки и клубы
 Отзывы и предложения
Календарь
Обновления
27.07.18г. - Образование
23.05.18г. - Государственная итоговая аттестация
29.04.18г. - Документы
03.04.18г. - Промежуточная аттестация
22.02.18г. - Олимпиада СПбГУ
07.02.18г. - Финансово-хозяйственная деятельность
12.01.18г. - Вакантные места для приема
01.10.17г. - Руководство. Педагоги




Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)












       




Архив сайта

Ваш ребенок - подросток

   
Уважаемые родители!


    Этой статьей мы открываем подборку материалов, посвященных прекрасному и, одновременно, такому трудному подростковому периоду. Здесь мы будем освещать темы наиболее часто интересующие родителей, обращающихся за консультацией.
   "С моим ребенком происходит что-то невообразимое, его невозможно узнать - всегда был послушным, учился хорошо, помогал по дому, а сейчас - учителям и нам, родителям, хамит, успеваемость снизилась, пытаемся поговорить, обсудить проблемы, а в ответ - "не лезьте, я сам разберусь", "Мы с отцом для неё вообще не авторитет:": Подобные высказывания очень часто можно услышать от родителей 13-14-летних подростков на консультации. И это естественно, ведь 13 лет - пик всем известного подросткового кризиса, или "переходного, трудного возраста", который доставляет множество хлопот как родителям, так и педагогам. Помимо бурного физиологического развития в этот период происходят изменения психологические, формирующие важнейшие стороны характера и взгляды на жизнь. В этом возрасте обычно обостряются взаимоотношения родителей и детей, на первый план выходит авторитет компании сверстников, где ребенок зачастую проводит большую часть свободного времени. Происходят и другие не менее значимые психологические изменения в жизни подростка и его родителей. В сочетании с чисто биологическими проблемами подросткового периода эти переживания создают "взрывоопасную смесь", с которой трудно справиться и родителям, и подростку. Попробуем вместе разобраться в вопросах общения и возрастных особенностях подростков. Надеюсь, что вы найдете для себя полезную и интересную информацию.
   С уважением,
   Елена Михайловна, педагог-психолог лицея.    

Часть I
Вашему ребенку 13 - 14 лет

   ?Чем подростки так "проблемны"?


   Основная трудность общения с подростками: как с маленьким уже нельзя, а как со взрослым - он(а) ещё не готов(а). То есть, родительский авторитет по умолчанию уже не работает, а полный карт-бланш в поведении, решениях и действиях дать подростку ещё страшновато.
   На самом деле к полной самостоятельности он действительно ещё не готов и в глубине души может этого побаиваться (но, разумеется, никогда в этом не признается). Отсюда и противоречивое отношение подростка к взрослым: подросток стремится быть независимым от оценок и суждений взрослого, от его воли и власти над собой, от контроля и оценки, и в тоже время взрослый необходим подростку как советчик, старший товарищ. Он объективно ещё не может включиться во взрослую жизнь, но стремится к ней и претендует на равные со взрослыми права. Изменить он пока ещё ничего не может (так как продолжает зависеть от родителей), но внешне подражает взрослым, копирует любые отношения. Появляются атрибуты псевдовзрослости: курение сигарет, компании взрослых друзей, поездки за город (внешнее проявление тезиса "Я тоже имею свою личную жизнь"). Подростки активно требуют, чтобы окружающие признавали их взрослость и самостоятельность (в образе жизни, одежде, проведении досуга). Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Всё чаще от подростка можно слышать: "Я сам всё знаю!" (это так напоминает малышовое "Я сам!"). Для родителей это хороший повод приучить детей отвечать за свои поступки и ошибки (хотя для этого от взрослых требуется огромное терпение).
   Подростки ничего не принимают на веру, они требуют фактов и доказательств. Обычно они находят всему только крайние, "контрастные" объяснения: видят все либо в черном, либо в белом цвете.
   У ребят подросткового возраста появляется критическое отношение к прежним авторитетам, и первой "жертвой" становятся самые близкие люди - родители. Если малыши преклоняются перед родителями, считают их самыми сильными, красивыми, умными, то подросток начинает замечать, что родители не так уж хороши, чтобы восхищаться ими, и может удариться в другую крайность. Не каждый подросток приходит к полному отрицанию родителей, но с детским преклонением перед ними расстаётся практически любой.
   В отношении к окружающим часто наблюдается какое-то нарочитое неуважение, запальчивая небрежность, заносчивость, нередко переходящая в форму навязчивого желания поучать других людей. Подросток уверен, что ему удастся то, что не удавалось другим, исчезает детская простота отношений с родителями, взаимная доверчивость.
   Появляется желание многое сделать наперекор, проявить свою позицию. Однако к полной самостоятельности он пока ещё не готов - ни материально, ни морально. Поэтому для комфортной жизни подростку необходимо присутствие взрослых, но их позиция должна отличаться от той, что была раньше. Раньше родители были для ребенка источником правил и норм, сейчас подросток ждёт, что вы станете его другом и советчиком, но при этом ненавязчивым и не давящим.

   ?Что с этим делать?


   

  • Измените тон общения, во что бы то ни стало не теряйте уважения к ребенку. Важный сигнал того, что вам как родителям нужно менять своё поведение, - подросток становится всё более замкнутым, а у вас нарастает чувство собственного бессилия.

  •    
  • "Не бойтесь уступить подростку, дать ему возможность проявить самостоятельность. Если же вам кажется, что принятое им решение может ему навредить (родители, безусловно, могут многое прогнозировать на основе жизненного опыта), не спешите категорично запрещать что-то. Обсудите на равных вместе с сыном или дочерью все "плюсы" и "минусы" его (её) действий, тем более, что взрослеющие дети получают удовольствие от решения проблем путем поиска альтернатив и учёта всех обстоятельств, от возможности принимать свои личные решения. В менее принципиальных вопросах позвольте своему ребенку принять самостоятельное решение и, возможно, допустить свои собственные ошибки.


  •    !Маленькое предупреждение


       Если вы всё сделаете правильно и начнете изменять собственное отношение к сыну или дочери, в первое время непонимание может усилиться, поведение может стать ещё более отталкивающим. Таким образом подростки обычно проверяют, насколько тверды и искренни ваши намерения. Им трудно сразу поверить, что отношение к ним изменилось. Поэтому готовьтесь к тому, что вам нужно проявить максимум терпения и любви к собственному ребенку.

    Материал подготовлен по кн. "Моему ребенку 13 - 16 лет", авт.-сост. Я.В. Хохлова. - Волгоград: Учитель, 2015.


    [Дата обновления 11.02.14г.]



    Наверх

    2018 г. © МАОУ Лицей №37 г. Саратов