Фотоальбом
Карта сайта
Контакты
Партнеры
 Сведения об образовательной организации
     Основные сведения
     Структура и органы    управления
     Документы
     Образование
     Образовательные    стандарты
     Руководство.
   Педагогический (научно-
   педагогический) состав
     Материально-техническое
   обеспечение и оснащенность    образовательного процесса
     Стипендии и иные виды
   материальной поддержки
     Платные образовательные
   услуги
     Финансово-хозяйственная    деятельность
     Вакантные места для
    приема

     Политика обработки
    персональных данных

     Антикоррупционная
    политика

 История Лицея
 Государственная итоговая аттестация
 Промежуточная аттестация
 Методичесике разработки
 Олимпиада СПБГУ
 Кружки и клубы
 Отзывы и предложения
Календарь
Обновления
27.07.18г. - Образование
23.05.18г. - Государственная итоговая аттестация
29.04.18г. - Документы
03.04.18г. - Промежуточная аттестация
22.02.18г. - Олимпиада СПбГУ
07.02.18г. - Финансово-хозяйственная деятельность
12.01.18г. - Вакантные места для приема
01.10.17г. - Руководство. Педагоги




Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)












       




Архив сайта

Ваш ребенок - пятиклассник

   
Уважаемые родители!


   Эта статья для вас, если ваш ребенок окончил или оканчивает начальную школу.

   В обществе очень активно обсуждается проблема поступления в первый класс, подготовка к школе начинается еще в детском саду. Об этом написано много полезных и нужных книг. А вот вопрос о поступлении в среднюю школу (5 - 9 классы) освещен недостаточно, хотя это сложный переходный период в жизни ученика. И на этом этапе необходима и очень важна помощь и поддержка родителей.

   В настоящее время переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства - достаточно стабильным периодом развития. Как показывает практика, большинство детей переживает это событие как важный шаг в своей жизни. Они гордятся тем, что "уже не маленькие". Появление нескольких учителей с разными требованиями, разными характерами, разным стилем отношений является для них зримым показателем их взросления. Они с удовольствием и с определенной гордостью рассказывают родителям, младшим братьям, друзьям о "доброй" математичке или "вредном" историке. Кроме того, определенная часть детей осознает свое новое положение как шанс заново начать школьную жизнь, наладить не сложившиеся отношения с педагогами.

   Начало обучения в средней школе связано, прежде всего, с возрастанием нагрузки на психику ученика. Психологические и психофизиологические исследования свидетельствуют, что в начале обучения в пятом классе школьники переживают период адаптации к новым условиям обучения, во многом сходный с тем, который был характерен для начала обучения в первом классе.
   Почему так нелегок этот переходный период? На что следует обратить внимание родителям и что необходимо предпринять, чтобы начало обучения в пятом классе прошло без серьёзных стрессов?

   Особенности поведения
   В адаптационный период дети могут стать более тревожными, робкими или, напротив, "развязными", чрезмерно шумными, суетливыми. У них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми, неорганизованными, иногда нарушается сон, аппетит... Подобные функциональные отклонения в той или иной форме характерны примерно для 70-80% школьников. У большинства детей подобные отклонения носят единичный характер и исчезают, как правило, через 2-4 недели после начала учебы. Однако есть дети, у которых процесс адаптации затягивается на 2-3 месяца и даже больше. В период адаптации важно обеспечить ребенку спокойную, щадящую обстановку, четкий режим дня, то есть сделать так, чтобы пятиклассник постоянно ощущал поддержку и помощь со стороны родителей.

   Причины затруднения адаптации    

  • Рассогласованность требований педагогов
       В начальной школе ребенок обучался несколько лет в одном коллективе, у одной, ведущей большинство предметов учительницы, в одном кабинете. Эти неизменные условия создавали своеобразный психологический комфорт. В пятом классе количество предметов увеличивается до 8 - 12, но самое главное - учителей будет столько же. И у каждого свои требования, и все уроки будут вестись в разных кабинетах. Для большей наглядности представьте, что у вас 10 начальников, и каждый из них командует по-своему. Представили? Примерно те же чувства испытывает ваш ребенок.
       Рассогласованность, даже противоречивость требований разных педагогов: в тетради по математике поля должны быть с двух сторон, в тетради по русскому языку - с одной, а по иностранному языку нужны три тетради, и каждая из них ведется по-разному; учительница истории требует, чтобы, отвечая урок, ученик придерживался сведений, изложенных в учебнике, а учительница литературы хвалит за собственное мнение и т.п. - нередко существенно затрудняет жизнь школьника.
       У такого рассогласования есть и позитивная сторона. Школьник впервые оказывается в ситуации множественности требований и, если он научится учитывать эти требования, соотносить их, преодолевать связанные с этим трудности, то овладеет умением, необходимым для взрослой жизни.

  •    ? Что делать
       Необходимо объяснить, с чем связаны эти различия, помочь пятикласснику справиться с возникающими трудностями (составить дома расписание уроков с указанием на требования педагога-предметника, например: "история - составить план ответа по учебнику", "иностранный язык - приносить с собой, помимо основной тетради, словарную тетрадь и тетрадь для записи устных тем" и т.п.).
       Трудности у пятиклассников может вызывать и необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному темпу, особенностям речи, стилю преподавания каждого учителя.

       
  • Изменение коллектива одноклассников.
       Часто в пятом классе меняется состав коллектива: некоторые дети уходят, на их место приходят новые. Это создает стресс для ребенка, ведь приходится заново строить отношения со сверстниками.

  •    ? Что делать
        - Проявляйте интерес к школьным делам. Не ограничивайте свой интерес обычным вопросом типа: "Как прошел твой день в школе?". Обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Запоминайте отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте их в дальнейшем для того, чтобы начинать подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах.
        - Познакомьтесь с одноклассниками и организуйте возможность общения ребят после школы: приглашайте к себе домой, предлагайте совместные занятия, посещение музеев, театров и т.п.
        - Постарайтесь также создать разные группы общения для ребенка - запишите его в кружок, на секцию, берите с собой в гости, если там будут его сверстники.
        - Развивайте позитивную "Я-концепцию" ребенка. Например, научите своего ребенка простой формуле самовнушения. Пусть каждый день (особенно не очень приятный) он начинает с самовнушения. Можно проделывать это вместе.
       Каждый день я становлюсь все лучше и лучше.
       Я чувствую себя уверенным, счастливым.
       Я полон радости и оптимизма.
       Я чувствую себя спокойно и расслабленно.
       Я здоров и силен.
       Я способен добиться всего, что захочу.
       Я нравлюсь людям, люди хорошо воспринимают меня.
       Я достигну успеха.
       У меня все получится!

       
  • Своеобразие восприятия учителем ребенка.
       Часто бывает, что ребенок - одаренный математик, но вот русский язык не даётся. Учителю математики легко работать с таким учеником, в то время как учитель русского языка в полной растерянности, "хватается за голову". Разная оценка и, соответственно, разное отношение учителей создают ещё большую неопределенность для ребенка.

  •    ? Что делать
        - Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений. Ваш ребенок должен расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость - как наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость, можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо, настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий. Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например, ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на полчаса меньше - за плохие. Такие правила сами по себе могут привести к эмоциональным проблемам.
        - Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление узнавать что-нибудь новое. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.

       
  • Обезличивание отношения к учащемуся.
       У некоторых пятиклассников возникает ощущение одиночества: никому из взрослых в школе они не нужны. Другие, наоборот, как бы "шалеют" от внезапной свободы - они бегают по школе, исследуя "тайные уголки", иногда даже задирают ребят из старших классов. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, "прилипчивость" к классному руководителю, плач, капризы, интерес к книгам и играм для маленьких детей. Иногда за одной и той же формой поведения (например, посещение первого класса, в котором работает бывшая учительница) скрываются совершенно разные потребности и мотивы. Это может быть желание вновь оказаться в знакомой, привычной ситуации опеки и зависимости, когда тебя знают, о тебе думают. Но может быть и стремление утвердить себя как "старшего", "выросшего", того, кто может опекать малышей. Причем у одного и того же подростка это может сочетаться. Некоторое "обезличивание" подхода к школьнику - очень значимый момент для его развития, укрепления у него чувства взрослости. Важно только помочь ему освоить эту новую позицию.

  •    ? Что делать
        - Проявляйте искренний интерес к школьным делам ребенка. На данный момент (период адаптации) учебная успешность находится на втором месте по сравнению с социально-психологической адаптацией.
        - Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Исключите такие меры наказания, как физические и психические наказания. Не допускайте запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
        - Старайтесь поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней атмосфере в течении этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка поможет ему более эффективно решать проблемы в школе.

       Удачи Вам и Вашему ребенку!




    [Дата обновления 03.09.14г.]



    Наверх

    2018 г. © МАОУ Лицей №37 г. Саратов