Фотоальбом
Карта сайта
Контакты
Партнеры
 Сведения об образовательной организации
     Основные сведения
     Структура и органы    управления
     Документы
     Образование
     Образовательные    стандарты
     Руководство.
   Педагогический (научно-
   педагогический) состав
     Материально-техническое
   обеспечение и оснащенность    образовательного процесса
     Стипендии и иные виды
   материальной поддержки
     Платные образовательные
   услуги
     Финансово-хозяйственная    деятельность
     Вакантные места для
    приема

     Политика обработки
    персональных данных

     Антикоррупционная
    политика

 История Лицея
 Государственная итоговая аттестация
 Промежуточная аттестация
 Методичесике разработки
 Олимпиада СПБГУ
 Кружки и клубы
 Отзывы и предложения
Календарь
Обновления
29.04.18г. - Документы
01.03.18г. - Государственная итоговая аттестация
22.02.18г. - Олимпиада СПбГУ
31.01.18г. - Образование
12.01.18г. - Вакантные места для приема
13.04.17г. - Финансово-хозяйственная деятельность
09.01.17г. - Промежуточные итоги
19.11.16г. - Руководство. Педагоги




Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)












       




Архив сайта

УРОК-ТЕАТР
9 КЛАСС.
А.С. ГРИБОЕДОВ. "ГОРЕ ОТ УМА".
"И ФАМУСОВА ШУМНЫЙ БАЛ…"
(Действие третье, явления 4-13).

Оборудование: доска с записанными на ней темой, эпиграфом и вопросами; музыкальная фонограмма;
альбом „А.С. Грибоедов: Жизнь и творчество“.

Эпиграф: Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны…

И.А. Гончаров, „Мильон терзаний“

Вопросы, записанные на доске:
  1. Гости Фамусова — в чем их сходство и различие?
  2. «Дом Фамусова» или «Грибоедовская Москва»?
  3. Почему Чацкий одинок среди гостей?
Звучит музыка (И. Штраус, „Жизнь артиста“).

УЧИТЕЛЬ: Добрый вечер, дамы и господа. Так и хочется сказать: «Добрый вечер», ведь в 19 веке настоящий бал устраивался именно в вечернее время. И сегодня нам с вами предстоит побывать на балу. Но это бал необычный — это бал литературный, в какой-то степени бал-маскарад, т.к. вы сами будете и участниками его (т.е. приглашенными гостями), и, главное, читателями, ведь этот бал проходит в хорошо знакомом вам доме Фамусова, где продолжают разыгрываться драматические и комические события пьесы А.С. Грибоедова „Горе от ума“. Итак, сегодня мы дочитываем и анализируем действие третье. И.А. Гончаров в своей статье „Мильон терзаний“ заметил, что около Чацкого «группируются и играют, каждое свою роль, новые лица. Это бал, со всей московской обстановкой, с рядом живых сценических очерков, в которых каждая группа образует свою отдельную комедию, с полною обрисовкою характеров, успевших в нескольких словах разыграться в законченное действие… Наплыв этих лиц так обилен, портреты их так рельефны…»

Обратите внимание на вопросы, на которые нам предстоит ответить в конце урока (чтение вопросов).

Итак, к дому Фамусова одна за другой подъезжают кареты, и первыми являются — кто?
Правильно, Горичи, Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович.
Дома вы должны были подготовить рассказ-представление героя по следующему плану:
  1. Кто вы? Ваше имя и звание?
  2. Зачем приехали на бал к Фамусову?
  3. Чего ждете от бала?
  4. Как вы относитесь к Фамусову и его гостям?
1 УЧЕНИЦА: Я — Наталья Дмитриевна Горич. Я приехала на бал к Фамусову с целью показать и похвалиться своим мужем и новым платьем, узнать, что носят дочери князей Тугоуховских. Я жду от бала, что гости похвалят моего мужа и оценят по достоинтсву мой вкус. Еще я хочу развлечься, поболтать со знакомыми, узнать, что сейчас в моде. Что я могу сказать о Фамусове — московский барин, наш сосед. Я отношусь положительно к Чацкому, а также к семье Тугоуховских, к остальным гостям я отношусь лишь со светским почтением.

Чтение по ролям явлений 5 и 6.

Работа по вопросам:
  1. Как Наталья Дмитриевна относится к своему мужу?
  2. Можно ли сказать, что это Наталья Дмитриевна изменила мужа? Что конкретно она в нем изменила?
  3. Почему она отвечает за него?
  4. Как Платон Михайлович относится к этим переменам? Когда он сожалеет о женитьбе? (Вспомнить сцену разъезда гостей).
УЧИТЕЛЬ: Далее — князья Тугоуховские с шестью дочерьми!

2 УЧЕНИЦА: Меня зовут княгиня Тугоуховская. Я приехала, чтобы найти мужа для одной из моих дочерей, а если повезет, то и нескольких мужей сразу, а заодно показать красоту моих дочерей. Я думаю, что на балу встречу много богатых красивых людей, которые возьмут моих дочерей в жены. Фамусов мне не нравится, все время хочет казаться примерным семьянином, а сам, наверное, гуляка. Ни один из гостей мне не понравился, а особенно Чацкий, все сидел в углу и думал, что он Петра мизинец. А Наталья Дмитриевна обращается с мужем как с игрушкой.

Чтение по ролям явления 7.

Работа по вопросам:
  1. Почему слова «от-став-ный», «хо-лос-тый», «бо-гат» княгиня произносит по слогам?
  2. В чем важность авторской ремарки «громко, что есть мочи»?
  3. Можно ли сказать, что фамилия князей — говорящая?
УЧИТЕЛЬ: Новые гости — графини Хрюмины: бабушка и внучка.

3 УЧЕНИЦА: Я графиня Хрюмина (бабушка).я приехала на бал с целью показать свою внучку, подобрать ей жениха и узнать новости. Не скажу. Что на бал я приехала с удовольствием, "когда-нибудь я с пала та в могилу". Я повидала всех гостей и узнала много интересных сплетен.

4 УЧЕНИЦА: Я графиня Хрюмина (внучка). Я была приглашена на бал и хочу увидеть кого-нибудь из молодых гостей, пощебетать, посплетничать, узнать новости, развеяться. Я приехала посмотреть не на Фамусова, а на его гостей, большинство из которых мне неинтересны.

Чтение по ролям явления 8.

Работа по вопросам:
  1. Как характеризует графиню внучку ее первая реплика?
  2. Можно ли сказать, что фамилия этих персонажей — говорящая?
  3. Как вы думаете, почему у автора старая графиня так странно говорит — оглушая согласные?
  4. Можно ли сказать, что графиня бабушка — комический персонаж?
Н.И. Надеждин, критик журнала „Московский телеграф“, написал:
«Оригинальнее и любопытнее всех из них, без сомнения, князь Тугоуховский и графиня Хрюмина, эти два. Так сказать, идиотизма московского общества, составляющие его исключительную принадлежность: ибо где, кроме Москвы, старость и расстроенное здоровье, а тем более потеря слуха, не снимают с людей оков общежития и не дозволяют им спокойно доживать свой век в недрах семейства?»

УЧИТЕЛЬ: А вот и господин Загорецкий! Послушаем, что он скажет.

1 УЧЕНИК: Я Антон Антоныч Загорецкий. Я приехал на бал, чтобы вручить Софье Павловне билет на завтрашний спектакль, а заодно услужить большинству гостей. Я хочу втереться в доверие ко многим из гостей, а главное — послушать, что говорят и кто конкретно говорит, чтобы потом донести куда следует, о неблагонадежности тех или иных из приглашенных. Как отношусь к гостям Фамусова? Пустые люди, но в этом доме иногда встречаются любопытные экземпляры. Чтение реплик Загорецкого.

УЧИТЕЛЬ: Сам тип этого персонажа — «праздный человек» — был очень распространен не только в комедиях, но и в жизни российского общества эпохи Грибоедова. Вот что читаем в журнале „Вестник Европы“ за 1809 г.: «Праздный человек… занят более нежели другие. Он бегал по лавкам, покупал госпоже Б*** перчатки; Мондору курительный табак, Селине кружева, Селимене заказывал башмаки&… Он гражданин Английского клуба, развертывает все иностранные журналы, но читает со вниманием от начала до конца одну только статью в Московских газетах о приезжающих и отъезжающих. Он чрезвычайно услужлив — для вас нанимает ложу и вам достает билет в Благородный спектакль, никто не отыщет скорее его в собрании человека, не принесет даме солопа, не проводит ее лучше и проворнее к подъезду».

Работа по вопросам:
  1. Каково назначение ремарок автора: «Загорецкий мешается в толпу», «Загорецкий выставляется вперед», «Загорецкий исчезает»?
  2. Кто нелестно отзывается о Загорецком? Почему?
УЧИТЕЛЬ: Новая гостья — старуха Хлестова, свояченица Фамусова!

6 УЧЕНИЦА: Я — Хлестова, свояченица Фамусова, тетушка Софьи. Я приехала на бал от скуки и привезла с собой арапку-девку и собачку. Я не люблю Фамусова и его гостей, особенно Чацкого, но поскольку я — друг семьи Фамусовых, то отказаться от приглашения не могла. Приехала, чтобы поиграть в карты. От московских балов вообще давно уже ничего не жду — почти не встретишь нормальных, рассудительных людей.

Чтение по ролям явления 10.

УЧИТЕЛЬ: Послушаем небольшую историческую справку.

2 УЧЕНИК: «Арап — так в России 18-начала 19 веков называли негров. Во многих домах московских бар были арапы и арапки. Составлявшие представительность богатого барина. Следует обратить внимание на то, что факт продажи людей на ярмарке являлся даже в крепостнической России прямым беззаконием, — и тем не менее этот факт был широко распространенным. Так, при правительстве Александра в рязанском суде рассматривалось дело одного подпоручика, который на урюпинской ярмарке продавал крепостных. Суд принял строгие меры, но они не принесли никакого результата, и урюпинская ярмарка до самого уничтожения крепостного права была местом сбыта крепостных крестьян».

Работа по вопросам:
  1. Как характеризует Хлестову то, что она с перечислительной интонацией произносит: «арапку-девку и собачку»?
  2. Как ее характеризует построение фразы, когда она интересуется Чацким?
УЧИТЕЛЬ: а теперь поговорим о том, как проявляют себя на балу наши старые знакомые — Скалозуб и Молчалин. Обратимся к вопросам, записанным на доске.

К вопросу о «Грибоедовской Москве». Н. Надеждин писал: «Третьестепенные лица суть гости, приезжающие на бал в третьем и четвертом действии. Лица сии, несмотря на то, что говорят и действуют очень мало, весьма важны для пьесы, ибо ими выражаются различные оттенки физиономии московского общества».

Другой критик, Полевой, писал: "…Забудем ли… мастера услужить Загорецкого, княгиню и князя Тугоуховских, Хлестову, графиню бабушку и внучку, шестерых княжон? Нет, они не дают забыть о себе, они все вокруг нас, за нами и перед нами. Это члены светского общества… это не личности, а характеры нашего времени, принадлежащие главной части общества, но не списанные ни с кого прямо, ибо тогда не были бы они так резки и сильны".

После работы по вопросам подводим итог:
Да, гости Фамусова разные, но всех их роднит то, что все они, как сказал сам Грибоедов, карикатуры, а живой человек между ними - Чацкий. Перед нами не просто званый вечер в одном случайно выбранном московском доме, - перед нами скорее всего «Грибоедовская Москва„ — это Москва в миниатюре, рассмотренная как бы сквозь призму авторского восприятия. Здесь самые разные чины, должности , титулы и возрасты. Но взгляды и чувства словно списаны с натуры и представлены в сцене этого шумного и совсем не веселого бала, на котором, как вы помните, Чацкий будет объявлен сумасшедшим. Но это уже — материал для размышлений на следующем уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: попробуйте написать письмо „как прошел бал в доме Фамусова“ от лица того персонажа, о котором вы писали дома, отвечая на вопросы.

В финале урока под музыку звучит стихотворение А. Блока (отрывок из черновика поэмы „Возмездие“):

Кто б ни был ты, — среди обедов,
Или храня служебный пыл,
Ты, может быть, совсем забыл,
Что жил чиновник Грибоедов,
Что службы долг не помешал
Ему увидеть в сне тревожном
Бред Чацкого о невозможном,
И Фамусова шумный бал,
И Лизы пузленькие губки…
И - завершенье всех чудес —
Ты, Софья… Вестница Небес
Или бесенок мелкий в юбке?..
Я слышу возмущенный крик:
„Кто ж Грибоедова не знает?“
— Вы, вы! -Довольно. Умолкает
Мой сатирический язык, —
Читали вы „Мильон терзаний“,
Смотрели „Горе от ума“
В умах — все сон полусознаний,
В сердцах — все та же полутьма…
Звучит музыка И. Штрауса. Объявляются оценки. Урок окончен.

ПРИЛОЖЕНИЕ. Домашняя работа — письмо от лица персонажа.
Графиня-внучка.
Ах, мой друг, я недавно тебе сообщала о своем намерении посетить дом Фамусовых. Спешу тебя известить, что вчера вечером я побывала там. Но что за скука! Как я появилась, так сразу же толпа поклонников пала ниц передо мной, и они хором объявили меня прекраснейшей на этом балу. О! Это так утомительно - быть предметом всеобщего обожания! Один бедняга, Чацкий, сошел от меня с ума. Он преследовал меня, куда бы я ни направилась. Но, право, бал не удался. А во всем виновата скука!
Да, мой друг, я прощаюсь с тобой. И не забудь меня навестить на днях. Прощай.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
  1. Грибоедов А.С. Горе от ума. 2-е изд., доп. Изд. подг. Н.К. Пиксанов при уч. А.Л. Гришунина. — М.: Наука, 1987. (Лит. Памятники).
  2. Маранцман В.Г. Восприятие и анализ комедии А.С. Грибоедова „горе от ума“ в 8 классе: методич. Пособие. — Л., 1971.
  3. Баженов А. К тайне „Горя“: Идеи и образы комедии А.С. Грибоедова „горе от ума“. Ст. 1, 2, 3 // Литература в школе. 1996. № 4, 5. 1997. № 2.
  4. Ващенко Г.Ф. Дидактический материал по русской литературе: 9 класс: Пособие для учителя. Минск, 1992 (Раздел „горе от ума“).
  5. Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова „Горе от ума“: Комментарий: Книга для учителя. — М.: Просвещение, 1983.
  6. А.С. Грибоедов: Жизнь и творчество: Альбом. — М.: Русская книга, 1994.
  7. Гончаров И.А. Мильон терзаний: критический этюд // Грибоедов А.С. Горе от ума. — М.: Сов. Россия, 1974. С.3-34 (Школьная библиотека).
  8. А.С. Грибоедов в русской критике: Сб. статей. — М.: Худ. лит-ра, 1958. Использованы статьи: Полевой К.А. „Горе от ума“. Комедия в четырех действиях, в стихах. Сочинение А.С. Грибоедова. С. 75-80. Надеждин Н.И. „Горе от ума“, комедия в четырех действиях А. Грибоедова. С. 60–69.
  9. Медведева И. „Горе от ума“ А.С. Грибоедова. Изд. 2-е. — М.: Худ. лит-ра, 1974.
  10. Петров С.М. „Горе от ума„: комедия А.С. Грибоедова. — М.: Просвещение, 1981.


Наверх

2018 г. © МАОУ Лицей №37 г. Саратов