Фотоальбом
Карта сайта
Контакты
Партнеры
 Сведения об образовательной организации
     Основные сведения
     Структура и органы    управления
     Документы
     Образование
     Образовательные    стандарты
     Руководство.
   Педагогический (научно-
   педагогический) состав
     Материально-техническое
   обеспечение и оснащенность    образовательного процесса
     Стипендии и иные виды
   материальной поддержки
     Платные образовательные
   услуги
     Финансово-хозяйственная    деятельность
     Вакантные места для
    приема

     Политика обработки
    персональных данных

     Антикоррупционная
    политика

 История Лицея
 Государственная итоговая аттестация
 Промежуточная аттестация
 Методичесике разработки
 Олимпиада СПБГУ
 Кружки и клубы
 Отзывы и предложения
Календарь
Обновления
19.09.18г. - Документы
27.07.18г. - Образование
23.05.18г. - Государственная итоговая аттестация
03.04.18г. - Промежуточная аттестация
22.02.18г. - Олимпиада СПбГУ
07.02.18г. - Финансово-хозяйственная деятельность
12.01.18г. - Вакантные места для приема
01.10.17г. - Руководство. Педагоги




Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций













       




Архив сайта

ОТКРЫТЫЙ УРОК „ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК В РУССКОЙ
РОМАНТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА“ ПРОИЗВЕДЕНИЯ:

А.С. ПУШКИН, „ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ“, „МОЦАРТ И САЛЬЕРИ“, „ПОЭТУ“,
В.Ф. ОДОЕВСКИЙ, „ИМПРОВИЗАТОР“,
Н.В. ГОГОЛЬ, „ПОРТРЕТ“
  1. Интерес русского общества начала Х1Х века к искусству и его творцам был очень велик. В последекабрьскую эпоху внимание к литературе усилилось, а заодно и к ее творцам. Русских прозаиков 30-х годов более всего привлекала романтическая философия искусства, точнее, ее немецкий вариант — эстетические концепции, возникшие в рамках так называемой йенской школы, а затем получивший развитие у немецких романтиков. Здесь в первую очередь необходимо назвать имена Фридриха Шеллинга, Людвига Тика и Вильгельма Ваккенродера, Новалиса и хорошо известного нам Гофмана (имена на доске). Их произведения широко переводились и обсуждались русской общественностью.


  2. ВСПОМНИТЬ: Что такое романтизм?


  3. Каковы его основные постулаты (вкратце)? Основной конфликт? (Противостояние личности и общества).


  4. Какие герои интересуют романтиков? (Сильные личности, часто исторические деятели; романтический герой должен быть на голову выше всех окружающих). Примеры: Тарас Бульба, Мцыри.


  5. Почему именно к личности художника обращаются писатели-романтики? С чем это связано?


  6. Можно ли считать художника сильной личностью? Почему?


  7. Какие более конкретные понятия вмещает в себя слово "художник" в широком смысле? О ком пишут писатели-романтики? О представителях каких профессий?


  8. Немецкие мыслители провозгласили немало постулатов, пришедшихся как нельзя кстати романтическому мировоззрению : „ИСТИННЫЙ ПОЭТ ВСЕВЕДУЩ, ОН ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ВСЕЛЕННАЯ В МАЛОМ ПРЕЛОМЛЕНИИ“ (НОВАЛИС)


  9. „ВСЯКОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО В ПРИНЦИПЕ СВОЕМ ДОЛЖНО БЫТЬ АБСОЛЮТНО СВОБОДНЫМ“ (ШЕЛЛИНГ)


  10. Романтический субъективизм и все его порождения - от идеи абсолютного своеволия художника до высокомерного презрения к действительности, к общему вкусу, к "толпе" - неизбежно и довольно быстро оборачивались чувствами пресыщения и пустоты. А чувства эти, в свою очередь, порождали смутную тоску по какому-то положительному и общезначимому мировоззрению, желание обрести глубокую и прочную связь с миром. Так возникал внутренний надлом, побуждавший романтиков изменить свое представление о природе искусства.


  11. "КТО НЕСЧАСТЛИВ В СЕГОДНЯШНЕМ МИРЕ, КТО НЕ НАХОДИТ ЗДЕСЬ ТОГО, ЧТО ИЩЕТ, ПУСТЬ УЙДЕТ В МИР… ИСКУССТВА, В МИР ПРИРОДЫ… ПУСТЬ ЖИВЕТ В ЭТОЙ ГОНИМОЙ ЦЕРКВИ ЛУЧШЕГО МИРА. ВОЗЛЮБЛЕННУЮ И ДРУГА, ОТЕЧЕСТВО И БОГА ОБРЕТЕТ ОН В НИХ" (Ф. ШЛЕГЕЛЬ). Чтение других высказываний. В конце урока нам предстоит соотнести эти фразы с произведениями, которые будут обсуждаться на уроке.


  12. Романтики не просто возвеличивали художника, они обожествляли его и его труд.


  13. А. ПУШКИН, „ПОЭТУ“

  14. Мне бы хотелось начать урок со стихотворения Пушкина: „Поэту“ (1830).


  15. Как вы поняли смысл стихотворения?


  16. На какой антитезе оно построено? (Божественное и земное, поэт и толпа).


  17. Тема поэта и толпы, их вечного противостояния была излюбленной у романтиков пушкинского периода и нашла отражение в творчестве практически всех поэтов. У Пушкина есть несколько стихотворений, посвященных этой теме, но на них мы подробнее остановимся в свое время („Поэт“, „Пророк“, „Разговор книгопродавца с поэтом“ и др.). Сейчас же попробуем сделать вот что. Мысленно зададим вопрос к каждой строчке или двустишию этого стихотворения. Так ли все то, о чем пишет Пушкин? Возможно ли художнику (поэту, музыканту, живописцу, импровизатору) прожить, скажем, не дорожа "любовию народной", может ли он прожить один и не требовать наград? Всегда ли его творчество - подвиг? И т.д.


  18. И еще. Попробуем сказать, чем связаны все произведения, о которых речь пойдет на сегодняшнем уроке (помимо, естественно, образа человека искусства). (В всех произведениях художнику кто-то или что-то противостоит: или завистники („Моцарт и Сальери“), или темные силы („Импровизатор“, „Портрет“), или общество („Египетские ночи“).


  19. А. ПУШКИН, „МОЦАРТ И САЛЬЕРИ“

  20. Образы музыкантов в романтической литературе. „Маленькая трагедия“ Пушкина „Моцарт и Сальери“. А на какой антитезе строится она?


  21. Что воплощают собой главные герои? (Не только „гений и злодейство“, но еще и божественный дар и ремесленничество, свободное творчество и зависть, светлые и темные силы).


  22. Чтение первого монолога Сальери. Почему его нельзя назвать истинным романтическим героем-художником?


  23. Какое впечатление производит на нас Моцарт? Прочтем выразительно его диалог с Сальери (до слов Моцарта „Однако божество мое проголодалось“).


  24. Кто все же торжествует в финале? Неужели Сальери?


  25. Действительно ли Моцарта можно считать романтическим героем? Почему?


  26. А. ПУШКИН, „ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ“

  27. Одно из мучительных противоречий, интересующих поэтов-романтиков — божественное вдохновение, святое творчество и земная жизнь, меркантилизм, который неизбежен в «наш век-торгаш», как скажет Пушкин в своем стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом». Обратимся к незаконченной повести Пушкина „ЕГИПЕТСКИЕ НОЧИ“. Отметить: аристократический Петербург и Поэт - антитеза „Египетских ночей“. Незаметный переход авторского повествования во внутренний монолог Чарского. Авторское „я“ в образе героя. Чарский и неаполитанский художник — антитеза независимости и приниженности творца. Триумф гения и его тайна, постигнутая Пушкиным. Прочтем описания удела поэта в обществе (чтение 2 абзаца). Где во 2 абзаце звучит грустная ирония Пушкина над своим героем? Как описан неаполитанский импровизатор? Что поражает нас в его портрете? Как вы поняли смысл эпиграфа ко 2 главе? Что для Пушкина значит имя Державина? Как вы поняли, что такое импровизация? Легко ли ее можно сочинить? Какие качества для этого требуются? Кто такой импровизатор? Это то же самое, что поэт? Почему итальянец в первый свой визит назвал себя художником? Прочтем первую импровизацию итальянца. Как описан поэт? Отвечает ли кто из героев новеллы этому описанию? Что несколько обескураживает нас и раздражает в образе итальянца? (меркантилизм). Какую метафору употребляет Пушкин? ( «С высоты поэзии упасть под лавку конторщика»). Снижает ли эта деталь наше восприятие образа итальянца? Кто здесь главный герой - он или Чарский? Почему? Какова роль вдохновения? Присутствует ли оно в новелле?


  28. В. ОДОЕВСКИЙ, „ИМПРОВИЗАТОР“

  29. Обратимся к новелле на сходную тему. Ее автором является Владимир Федорович Одоевский , русский писатель-романтик, автор многочисленных фантастических повестей и сказок для детей. Новелла называется "Импровизатор".


  30. Как бы вы определили ее тему и основную мысль?


  31. Можно ли считать ее фантастической?


  32. В чем ее необычность?


  33. Как вы думаете, что хотел показать или доказать автор, используя фантастический прием?


  34. Какую роль в системе романтического мировоззрения играет интуиция, бессознательное? Можем ли мы сказать, что в данном случае роль бессознательного доходит почти до гротеска? Вспомнить, что такое ГРОТЕСК.


  35. Не правда ли, центральная сюжетная интрига напоминает сделку с дьяволом, которого воплощает собой доктор Сегелиель?


  36. Есть ли в новелле место вдохновению?


  37. От чего мучится поначалу главный герой?


  38. Какую идею иллюстрирует новелла? (Вдохновение дается свыше, и его не могут дать темные силы, ибо оно призвано служить на благие цели).


  39. Не напомнила ли вам эта новелла „Моцарта и Сальери“? Если да, то чем?


  40. Н. ГОГОЛЬ, „ПОРТРЕТ“

  41. "Портрет" Гоголя. В центре - образ живописца.


  42. Какое впечатление производит на вас Чартков поначалу?


  43. Какие черты в первую очередь подчеркивает в его портрете автор? (Бедность, молодость).


  44. Почему его поразил портрет? Какова история этого портрета?


  45. Как называется прием, использованный Гоголем в произведении? (Рассказ в рассказе).


  46. Какие традиционные для романтической литературы мотивы вы можете выделить? Запишем определение слова МОТИВ. (Мотив сна - в данном случае даже тройного, мотив быстрого, почти «чудесного» обогащения).


  47. Деньги развращают Чарткова. Какие изменения происходят с ним? Виноват ли в этом таинственный портрет? Или же он здесь играет примерно такую же роль, что и три тайные карты у Пушкина в „Пиковой даме“? Ведь портрет поначалу приносит ему счастье и деньги?


  48. Каким Чартков становится в финале? Можно ли сказать, что его душа умирает? (Нет, он еще способен рыдать над творением более совершенным, чем создает он сам).Но во вдохновение он более не верит, а без этого, считают романтики, не может быть истинного художника. Прочтем эту сцену. Кто из героев противостоит Чарткову? (молодой художник, чье творение он должен судить). Найдем и прочтем описание этой сцены. Здесь как будто у нас возникает надежда на нравственное возрождение Чарткова, но этого не происходит. Как он заканчивает свои дни? Можно ли сказать, что в трагедии героя виноват портрет, или же он сам погубил свой талант?


  49. ИТОГОВЫЕ ВОПРОСЫ.

  50. Кто же из перечисленных героев может назваться истинным художником высоком смысле слова?


  51. Какие соблазны подстерегают героев?


  52. Через какие испытания они проходят? (Испытание богатством, славой, всеведением, испытанием завистью)


  53. Выдерживают ли они их? Чаще всего нет.


  54. Каков же вывод? Судьба художника трагична. Это и объединяет все произведения, о которых мы говорили на уроке.


  55. Вернемся к стихотворению Пушкина, прозвучавшему в начале („Поэту“). Так ли все то, о чем пишет Пушкин?


  56. Реально ли человеку искусства прожить жизнь по этим принципам? Скорее всего, нет. Но один постулат Пушкина все же безошибочен: художнику нельзя быть довольным своими творениями, иначе художник погибнет в человеке. Далее - возвращаемся к чтению стихотворения Пушкина. Удается ли художнику не дорожить любовию народной?


  57. Всегда ли он остается непоколебимым?


  58. Может ли жить в одиночестве?


  59. Свободен ли в своем творчестве?


  60. Возможно ли прожить без средств к существованию? В этом и состоит противоречие между романтическим мировоззрением и реальной действительностью.


  61. Итак, попытаемся соотнести постулаты немецких романтиков с прочитанными произведениями. Удастся ли нам сделать это безоговорочно? (ответы детей).


  62. Мы увидели, как основные постулаты немецких романтиков своеобразно отразились в творчестве романтиков русских. Мы увидели, что мотив творчества часто связывается у писателей с темой потустороннего, с религиозной и нравственной проблематикой. Воплощением неких темных сил является доктор Сегелиель в «Импровизаторе», Черный человек и в какой-то мере и Сальери в «маленькой трагедии» Пушкина, ведь Сальери берет на себя миссию Бога, решив отравить Моцарта.


  63. Закончить урок мне бы хотелось стихотворением Евгения Баратынского «Последний поэт», написанным в тот же самый «пушкинский период», что и все рассмотренные нами произведения, но здесь автор называет причины трагической судьбы художника в обществе — «железный путь», которым шествует век, корысть и алчность поглощают все светлые начинания.


  64. Объявление оценок. Домашнее задание — мини-сочинение (задание на листочках по стихотворению «Музыкант» Б. Окуджавы — поэта-романтика нашего времени). Задание — выявить черты романтического мировоззрения в данном тексте.



Наверх

2018 г. © МАОУ Лицей №37 г. Саратов