Фотоальбом
Карта сайта
Контакты
Партнеры
 Сведения об образовательной организации
     Основные сведения
     Структура и органы    управления
     Документы
     Образование
     Образовательные    стандарты
     Руководство.
   Педагогический (научно-
   педагогический) состав
     Материально-техническое
   обеспечение и оснащенность    образовательного процесса
     Стипендии и иные виды
   материальной поддержки
     Платные образовательные
   услуги
     Финансово-хозяйственная    деятельность
     Вакантные места для
    приема

     Политика обработки
    персональных данных

     Антикоррупционная
    политика

 История Лицея
 Государственная итоговая аттестация
 Промежуточная аттестация
 Методичесике разработки
 Олимпиада СПБГУ
 Кружки и клубы
 Отзывы и предложения
Календарь
Обновления
29.04.18г. - Документы
01.03.18г. - Государственная итоговая аттестация
22.02.18г. - Олимпиада СПбГУ
31.01.18г. - Образование
12.01.18г. - Вакантные места для приема
13.04.17г. - Финансово-хозяйственная деятельность
09.01.17г. - Промежуточные итоги
19.11.16г. - Руководство. Педагоги




Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)












       




Архив сайта

Заключительный урок-игра по теме «Природа регионов России»

На доске - слова И. Никитина.
Уж и есть за что,
Русь могучая
Полюбить тебя,
Назвать матерью!
Цели урока: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме, закрепить умения и навыки работы с картами различного содержания и с контурными картами, формировать чувства любви к родной природе, развивать познавательный интерес и географическое мышление учащихся, закреплять навыки работы учащихся в группе.

Оборудование урока: Карты различного содержания, контурная карта, технические средства обучения.

Ход урока:
Мы совершили путешествие по России, побываем в самых разных её уголках. И познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами страны. Все это позволило составить образ России, которая, я надеюсь, останется в вашей памяти надолго.
Сегодня вам предстоит обобщить наши знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания. Желаю вам успехов!

I этап. Исторический.

1. В каком веке появилось название Россия? (XVв).
2. Назовите писателей, поэтов, художников, композиторов, которые воспевали в своих произведениях красоту природы Русской равнины. (А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, С.А. Есенин, Л.Н. Толстой, И. Левитан, В. Поленов, П. И. Чайковский, и др.).
3. Назовите древних обитателей Урала. (Башкиры, удмурты, коми-пермяки, ханты, манси, местные татары.)
4. Где появились первые поселения русских на Урале? Чем занимались поселенцы? (В верховье Камы, охотой и рыболовством).
5. Где и когда был построен город Мангазея? (В 1601г, в 180км от устья реки Таз).
6. В каком веке произошло включение Восточной Сибири в состав России? (XVIII в).
7. Когда русские землепроходцы вышли к Байкалу? (в XVII в).
8. Кому принадлежит честь открытия Камчатки? (В.А. Атласов, 1607-1699гг, составил карту и дал её подробное описание).
9. Когда В. Беринг возглавил I и II Камчатские экспедиции? (1725-1741гг).
10. Назовите основную задачу экспедиции (решить вопрос о наличии перешейка или пролива между Азией и Америкой).
11. Этот ученый проводил исследования Дальнего Востока, собрал крупнейшие зоологические коллекции и гербарии. Он стал автором книг «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю», «Сквозь тайгу», «В горах Сихотэ-Алиня». Назовите имя исследователя. (В.К. Арсеньев).
12. Кто и когда впервые исследовал Долину гейзеров на Камчатке?

II этап. Узнай меня.

По фрагментам описаний природы определить о каких территориях идет речь.

1. Климат умеренно континентальный. Континентальность нарастает к востоку и юго-востоку. Сильное влияние оказывает Атлантика. С прохождением циклонов связано выпадение осадков. На юге территории, где циклоны проходят редко, осадков выпадает меньше, чем может испариться. Увлажнение недостаточное. Летом нередко бывают засухи и суховеи. (Русская равнина).
2. Самая длинная и многоводная река Русской равнины, а также всей Европы. (Волга).
3. Горная страна, состоит из нескольких параллельных друг другу хребтов, протянувшихся в меридиональном направлении. Главная цепь гор образует водораздел между реками, текущими на Русскую равнину и на Западно-Сибирскую. (Уральские горы).
4. Это самое крупное из горных сооружений, окаймляющих с юга Русскую равнину. Природа гор разнообразна. Большая часть региона это высокие молодые горы. (Северный Кавказ).
5. Одна из крупнейших равнин земного шара. Расположена между Уралом и Среднесибирским плоскогорьем. Много озер и болот. (Западно-Сибирская низменность).
6. С многолетней мерзлотой связаны своеобразные формы рельефа - термокарстовые котловины. Они образовались при протаивании мерзлоты. Котловины бывают часто заняты озерами. (Озера Восточной Сибири).
7. На данной территории расположены самые удаленные от океанов горы. Здесь же расположен центр Азии. (Горы южной Сибири, центр Азии - Кызыл).
8. Своеобразием отличается климат межгорных котловин. Здесь зимой холодный воздух застаивается, а летом, защищенные хребтами горы хорошо прогреваются. (Горы Южной Сибири).
9. Это край контрастов. Северная часть этой удивительной земли находится за полярным кругом. Здесь почти круглый год лежит снег. Омывающие побережье моря даже летом не полностью освобождаются ото льда. На многие сотни километров тянется тундра. Южная часть края лежит на широте Италии. Здесь лианы и бархатное дерево растут по соседству с северными елями и лиственницами. (Дальний Восток).
10. Клокочущие фонтаны пара и горячей воды в чем-то сходны с извержением вулканов. Только в одном районе нашей страны есть долина с такими источниками. (Долина Гейзеров на Камчатке).

III этап Покажи меня.

На настенной контурной карте показать:

5 хребтов: Хамар-Дабан, Сунтар-Халта, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Урал;
5 равнин: Прикаспийская, Среднерусская, Валдайская, Окско-Донская, Кума-Манычская;
5 рек: Индигирка, Таз, Анадырь, Северная Двина, Дон;
5 островов: Сахалин, Ольхон, Врангеля, Вайгач, Новая Земля;
5 полуостровов: Кольский, Чукотский, Таймыр, Ямал, Гыданский;
5 озер: Ханка, Баскунчак, Селигер, Онежское, Эльтон.

IV этап Найти соответствие.

Даются комплекты карточек с названием памятников природы, с названием природных районов и с названием географических объектов.

1. Русская равнина, Валдай, Селигер;
2. Карелия, Онежское озеро, Кижи;
3. Урал, Кунгур, Ледяная пещера;
4. Южный Урал, Ильменский хребет, Заповедник;
5. Дальний Восток, Приморье, Уссурийская тайга;
6. Приморье, остров Петрова, Тисовая роща;
7. Кронотский заповедник, Камчатка, Пихта грандиозная;
8. Северный Кавказ, Пятигорск, Дом М.Ю.Лермонтова;
9. Западная Сибирь, Васюганье, Болота;
10. Республика Саха, Оймякон, Полюс холода.

V этап Рассказ с географическими ошибками.

Ключ для проверки. Карское море, полуостров Таймыр, Новосибирские острова, Восточно-Сибирское море, остров Врангеля, Берингов пролив, полуостров Камчатка, Камчатское течение, Охотское море, остров Сахалин.

«Наш корабль снялся с якоря на рейде порта Диксон и отправился в путь по водам Баренцева моря. В трюмах находится груз для рыбаков Сахалина. Обогнув с севера остров Таймыр, корабль вышел на просторы моря Лаптевых. Ледовая обстановка благоприятствовала движению. Вскоре на горизонте показались острова Северная Земля, миновав которые, мы продолжали свой путь на восток, по водам Карского моря. Через некоторое время прошли у берегов полуострова Врангеля, и по водам Чукотского моря подошли к Татарскому проливу. Дальше наш путь шел на юго-восток, по водам Берингова моря к берегам острова Камчатка. Попутное холодное течение Куросио, помогало нашему кораблю. Обогнув Камчатку и пройдя по водам Японского моря, корабль подошел к полуострову Сахалин и бросил якорь на рейде Южно-Сахалинска.».

VI этап самое-самое.

VII этап «Знаешь ли ты карту?»

Не пользуясь картой, дайте правильный ответ.

1. Что расположено восточнее — Среднесибирское плоскогорье или Западно-Сибирская низменность?
2. Что расположено севернее: Тиманский Кряж или Северные Увалы?
3. Какая река протекает восточнее: Лена или Енисей?
4. Что расположено западнее: Новая Земля или Северная Земля?
5. Плато Путорана расположено на северо-западе или северо-востоке Среднесибирского плоскогорья?
6. Что протекает восточнее: река Таз или река Пур?
7. Восточный Саян простирается с северо-запада на юго-восток или с севера на юг?
8. Северная Двина впадает в Баренцево или Белое море?
9. Нижняя Тунгуска - правый или левый приток Енисея?
10. Тунгусский или Ленский угольный бассейн расположен западнее?

Подведение итогов урока.
Учитель Князева Н.К.


Наверх

2018 г. © МАОУ Лицей №37 г. Саратов